Главной задачей управления складом является максимально эффективное использование складских площадей. Для ее реализации современный рынок предлагает множество видов стеллажей. Больше всего на большом складе нужна передняя полка, позволяющая оптимально размещать и хранить грузы разного веса и размера.
Для облегчения транспортировки и перемещения отдельные товары укладывают и фиксируют ремнями или стрейч-пленками на специальных деревянных поддонах — поддонах, а затем поддоны с товарами на складе размещают на передних полках, так называемых паллетных стеллажах.
Фронтальные стеллажи для склада Это многослойные сборные металлоконструкции, собранные из стандартных компонентов – сборных каркасов и балок (каркасов) разной длины. Высота полки может достигать 12 метров, а длина зависит от количества секций. Они могут располагаться в одну или несколько линий, собираться в прямые или угловые конструкции.
Опорная поверхность стеллажа состоит из двух или более балок, на которых размещаются поддоны. Помимо товаров на поддонах, фасадные стеллажи можно использовать и для нестандартных изделий – ящиков, бочек, ящиков, контейнеров, а для небольших грузов на балки монтируют сплошные перекрытия из листового железа, ДСП или гобелена. Производители предлагают разные виды паллетных стеллажей.
В зависимости от способа размещения и конструктивных особенностей помещения выделяют четыре основных вида фасадных полок:
Узкие проходы (с расстоянием между полками 1,5-2 метра), что экономит около 40% полезной площади небольших складов, но требует специального дорогостоящего оборудования и подготовленного профессионального персонала.
Широкие проходы (2,5-3,5 метра между полками) подходят для больших складов с вилочными или вилочными погрузчиками.
«Двухглубинная» конструкция, состоящая из двух стоек, расположенных вплотную друг к другу. В этом случае требуется специальное оборудование с телескопическими вилами. Второй ряд можно назвать минусом, в глубину нужно ставить меньший вес, так как снижается грузоподъемность погрузчика при выдвижении вил.
Мобильные (см. Мобильные стеллажи: Особенности конструкции), устанавливаемые на рельсы и управляемые электроприводом. Эти стеллажи довольно дороги, увеличивают время транспортировки и потребление энергии, но экономят до 60% места.
В зависимости от способа загрузки стеллажи делятся на островные (доступ к деталям с двух сторон) и пристенные (доступ только с одной стороны).